Квартет
История Квартета
Государственный квартет имени Газизы Жубановой - ведущий деятель камерной музыки Казахстана.

История квартета началась в 1988 году под руководством педагога Республиканской школы для одаренных детей им. Ахмета Жубанова, Дины Михайловны Чуреновой.

Одним из идейных вдохновителей является народный артист КазССР, композитор Газиза Жубанова, чье имя было присвоено Казахскому квартету.

В 1995 году благодаря своей активной конкурсной и концертной деятельности, получив признание на Родине, квартет получил государственный статус. Наиболее значительной страницей в биографии квартета, является тесное сотрудничество с титаном квартетного искусства, основателем квартета им. Бородина - Валентином Александровичем Берлинским. Встреча состоялась при огромной поддержке и содействии Чрезвычайного и Уполномоченного посла Республики Казахстан в Российской Федерации Таира Аймухаметовича Мансурова. Совместная работа с Валентином Берлинским открыла дорогу на международную арену.

Сотрудничество с Райнером Шмидтом, участником "Hagen Quartet", далась не так легко. Государственный квартет проходил отбор на конкурсной основе. Плодами работы были концертные поездки в Испанию, обучение в Escuela Superior de musika Reina Sofia. Участие в международных конкурсах и мастер классах ведущих квартетов мира.

Набираясь опыта у лучших квартетных школ мира ГСК обретают свой уникальный звук, который поражает сердца истинных любителей качественной квартетной музыки.

Обучение:

1990 — 1995гг. - Консерватория имени Курмангазы, г. Алматы

1999 — 2004гг. - обучение с профессором В. Берлинским (Бородинский Квартет), г. Москва

2004 — 2006гг. - Escuela Superior de musika Reina Sofia, г. Мадрид, Р.Шмидт (Hagen Quartet)

2010 — 2012гг. - обучение по международной программе «Болашак», Академия музыки г. Базель, Швейцария. Класс профессора Райнера Шмидта. Магистратура, специализация музыкального исполнительства, Камерная музыка.

Участие на мастер классах:

- Amadeus Quartet,

- Bartok Quartet

- Smetana Quartet

- Alban Berg Quartet,

- Yanagek Quartet,

- Mosaic Quartet,

- Hagen Quartet.

Награды:

- 1993г. — Награда Сахарова, г.Москва

- 1995г. — I место на международном конкурсе камерных оркестров «Золотая Осень», г. Хмельницкий, Украина

- 1999г. — III место на международном конкурсе струнных квартетов имени Шостаковича, г. Москва

- 2001г. — III место на международном конкурсе струнных квартетов имени Шостаковича, г. Москва

— Гран-при и кубок Президента на международном конкурсе «Шабыт»

— Гран-при на международном конкурсе "Rovere d'Oro", г. Сан Барталомео, Италия

— II место на международном конкурсе «Bellini», Сицилия, Италия

— Финалисты международного конкурса в г. Бордо, Франция

- 2004г. — II место на международном конкурсе струнных квартетов имени Шостаковича, г. Москва

- 2005г.— II место на международном конкурсе струнных квартетов, г. Осака, Япония

— Диплом за лучший ансамбль «Escuela Superior de musika Reina Sofia», врученный лично королевой Испании
Айдар Токталиев
Первая скрипка

«…первая скрипка похожа на человека средних лет, наделённого большим умом и прекрасным даром речи, который всё время поддерживает разговор, давая ему то или иное направление…»


— Стендаль о струнном квартете

Визитной карточкой квартета является первый скрипач. Роль его трудно переоценить. Исполнитель должен быть больше чем солист, больше чем квартетист. Уже в 18 лет Айдар был яркой звездой скрипичного искусства, и как бриллиант прошел суровую шлифовку, заняв свое почетное место в квартете. Начав заниматься у выдающегося педагога, Патрушевой Нины Михайловной, которая взрастила таких мастеров как Айман Мусаходжаева, Гаухар Мурзабекова, Марат Бисенгалиев, Айдар упорно постигал секреты скрипичного мастерства. Не было такого концертного зала, где яркий звук скрипки Айдара не поразил бы сердца слушателей. И сейчас, он едва ли не главный повод в очередной раз пойти на концерт. Когда Айдара впервые услышал руководитель Гск им. Жубановой Ернар Мынтаев, ему сразу стало понятно, что парень талантливый. Решили, что готового скрипача никто не даст, надо лепить его самим. Работа в квартете оказалась лучше всяких консерваторий, хотя Айдар и является выпускником КНК им.Курмангазы. Зачетами были выступления в лучших залах, экзаменами — прослушивания именитых квартетных конкурсов, где всегда были завоеваны почетные призовые места и регалии.

Сейчас творческая биография Айдара насчитывает более 12 лет успешных выступлений в качестве Примариуса государственного квартета. Айдар играет на инструменте XVII века итальянского мастера из Государственной коллекции уникальных инструментов Казахстана.
Алексей Лебедев
Вторая скрипка

«Во второй скрипке можно увидеть друга первого собеседника, причём такого, который усиленно старается подчеркнуть блестящее остроумие своего приятеля, крайне редко занимается собой, и, заботясь об общем ходе беседы, скорее склонен соглашаться с мнением остальных её участников, чем высказывать свои собственные мысли»

— Стендаль о струнном квартете

Опровергая слова Стендаля, хочется отметить, что такого понятия как «вторая скрипка» не существует. Это не средний голос, а достойный соперник по полноте звучания великолепно играющей первой скрипке. От мастерства второго скрипача, зависит яркость первого. В 2008 году ГСК имени Жубановой объявляет конкурс на вакантное место второй скрипки. В Алматы съехались кандидаты со всей страны и ближнего зарубежья.

Среди них был только что окончивший Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г. Жиганова молодой и амбициозный Алексей Лебедев. Он сразу покорил своим талантом и рвением приемную комиссию и впоследствии прекрасно дополнил коллектив. Спустя годы упорной совместной работы руководитель гос. квартета, Ернар Мынтаев, с уверенностью заявляет, что у них «роскошная вторая скрипка». Алексей очень темпераментен и ярок.

Алексей играет на уникальном инструменте производства итальянского мастера XVII века из Государственной коллекции уникальных инструментов Казахстана.

Бекзат Сайлаубайулы
Альт

«Что же касается альта, то это милая, слегка болтливая женщина, которая постоянно стремится принять участие в беседе. Правда она вносит в разговор известное изящество и пока она говорит, другие собеседники имеют возможность отдохнуть. У этой дамы, однако, можно подметить тайную склонность к виолончели, которой она, по-видимому, отдаёт предпочтение перед всеми другими инструментами»


— Стендаль о струнном квартете

Альт инструмент особенный и когда в квартете хороший альтист-это большая удача, скажет вам любой квартетист. Воспитание Бекзата, как альтиста происходило в самых лучших учебных заведениях Казахстана- Республиканской школе для одаренных детей им. Ахмета Жубанова и в Казахской Национальной Консерватории им. Курмангазы. Учителями Бекзата были профессор Сауле Жусупова, участник первого Государственного струнного квартета Валерий Багаутдинов, ученица основоположника альтовой школы Казахстана Якова Фудимана, Диана Махмуд. Будучи ведущим альтистом консерватории, Бекзат завоевывал лауреатства республиканских и международных конкурсов. В качестве концертмейстера группы альтов, выезжал на гастроли в Москву, Санкт-Петербург, Сеул и Тэгу. Большие успехи на профессиональном поприще привлекли к нему внимание руководителя Гос. Квартета Ернара Мынтаева, и уже будучи студентом 3(!) курса , Бекзат получил предложение стать участником квартета. Но планам Ернара суждено было сбыться лишь спустя 2 года, когда Бекзат получил диплом и официально стал альтистом ГСК. Им Г. Жубановой. 27 января 2015 года в Алматы успешно прошел дебют нового альтиста. Теперь с приходом Бекзата, ГСК начинает новую веху своей истории. Бекзат играет на мастеровом инструменте 2007 года, сделанном по спецзаказу алматинским мастером Владимиром Колотовым.
Ернар Мынтаев
Виолончель

«Виолончель олицетворяет собой человека положительного, учёного, склонного к наставительным замечаниям. Этот голос поддерживает слова первой скрипки лаконическими, но поразительно меткими обобщениями.»


— Стендаль о струнном квартете

Попасть к хорошему учителю-элемент удачи. Ернар Мынтаев в этом смысле просто счастливчик. С самого детства он попал в самые заботливые виолончельные руки в лице Сапиолла Молдагалиевича Жакеева, у которого учились выдающиеся виолончелисты Казахстана.

В консерватории Ернар изучал секреты виолончельного мастерства у не менее маститого виолончелиста Джамбула Баспаева. Получив такую основательную школу, можно было успокоиться, стать скромным солистом, но Ернар «заболел» квартетом и это определило его дальнейшую судьбу. И она лихо закрутилась, подарив встречу с выдающимся виолончелистом, квартетистом, Валентином Александровичем Берлинским. Началась увлекательная жизнь полная приятных встреч, музыкальных озарений и становлений как мастера своего дела. Ернар, истинный фанат от своего не отступал, даже когда состав квартета многократно менялся.

И сейчас у него чутье на талантливых музыкантов, которые теперь играют вместе с ним в квартете. Можно назвать удачей обучение квартета у Райнера Шмидта-самого титулованного и востребованного квартетного учителя во всем мире. Но чем больше человек трудится, тем удачливее становится и Ернар этому доказательство. Ернар достойно несет в себе традиции виолончельного и квартетного искусства и его учителя живут по сей день в каждой ноте и в каждом произведении, которые квартет выставляет на суд публики. И этим определяется величие талантливых педагогов, даже после их ухода, дело продолжает жить в их учениках. Ернар играет на виолончели французского мастера XVIII века.